Карел национальный костюм фото

Народный костюм является важным историческим источником, который несет в себе обширную информацию об эпохе, традициях, обычаях и нравах.

Традиционный крестьянский костюм тесно связан с экономическими и социальными явлениями жизни народа, отражает эстетический идеал определенного времени, является символом этнической принадлежности. На рубеже xx xxi веков усилился интерес к проблемам традиционной культуры, к историческим традициям народа, к его духовным ценностям. Осознание роли общечеловеческих ценностей принципиально важно для понимания современной социокультурной ситуации. Костюм при этом выполняет важную коммуникативную функцию. Проблемы изучения, сохранения, популяризации народного костюма широко обсуждаются на всероссийских научных и научно практических конференциях. Особое внимание этим проблемам было уделено на научно -практической конференции «современные формы приобщения детей к традиционной культуре (на материале народного костюма)», проводившейся в ноябре 1998 года в государственном республиканском центре русского. 4 фольклора в москве. Активизация фото и названия рыб аквариумных этнокультурного самосознания проявилась в организации и проведении фестивалей национального костюма. В странах балтии и ряде стран западной европы подобные акции проходят под патронажем международной организации по народному творчеству при юнеско (iof), где существует специальная комиссия по национальному костюму.

Практика пропаганды национального костюма посредством фестивального действа появилась в россии в 1999 году. Первый межрегиональный фестиваль « русский костюм» состоялся в ноябре 1999 г. В ярославле, где. Доминирующей стала тема исторической традиции в народном костюме. Второй межрегиональный фестиваль « русский костюм» состоялся в. Ярославле в октябре 2002 г. , третий в октябре 2004 г. И в дальнейшем планируется проводиться каждые два года. В мае 2000 г. В москве, в спорткомплексе « олимпийский» проводилась межрегиональная промышленно-художественная выставка и фольклорный фестиваль «народный костюм россии. История и современность». Основная идея выставки содействие возрождению и сохранению традиций народов россии, нашедших отражение в самобытности, сложности и разнообразии одежды, обуви, украшениях, материале и аксессуарах, использовавшихся в создании народного костюма.

Первый всероссийский фестиваль национального костюма состоялся в апреле 2003 г. В республике марий эл (г. Йошкар-ола). Цель фестиваля -развитие межрегионального сотрудничества по сохранению и возрождению народных традиций, материальной и духовной культуры народов россии и укрепление творческих связей с регионами компактного проживания народов мари и финно-угорского мира. Народный костюм тверской земли является одним из ценных памятников материальной и духовной культуры. Географические, экономические, исторические, культурные факторы, а также разнообразие этнического состава (русские, карелы, белорусы и др. ) отразились в искусстве народного костюма, который обладает выраженными региональными особенностями. В 1993 году авторским коллективом тверского дома народного творчества, под научным руководством члена-корреспондента российской академии художеств, доктора искусствоведения, профессора м. А. Некрасовой, была разработана региональная программа «сохранение, возрождение и стимулирование народного искусства и самодеятельного художественного творчества тверской области».

Региональные особенности народного костюма xix начала xx.

Семантический анализ мужского костюма карел тверской губернии xix. Традиционный народный костюм xix начала xx века в тверской губернии. 152. Особый интерес представляют две фотографии конца xix начала xx.

карел национальный костюм фото

Главной целью этой программы стало восстановление этнокультурной среды.

В качестве параметров решения указанной проблемы были избраны « человек, природа и культура» лиатрис в ландшафтном дизайне фото. В целевой региональной программе были определены цели и задачи направленные на сохранение, изучение и популяризацию тверского народного костюма. В числе основных задач, касающихся искусства народного костюма, значились: Завершение формирования областных и районных музейных коллекций тверского народного костюма, с учетом основных региональных вариантов;. Научная систематизация предметов тверского костюма, музейных фондов, известных коллекций;. Разработка и издание каталогов фонда и коллекций, альбомов подлинных образцов тверского народного костюма;. Обеспечение постоянного научного изучения, экспериментальной проверки и популяризации традиционных технологий изготовления предметов тверского народного костюма;. Разработка моделей костюмов для фольклорных коллективов. К сожалению, как показало проведенное автором диссертационной работы исследование, большинство из этих положений до сих пор так и остаются на бумаге. Тверской народный костюм представлен в музеях страны (москва, санкт-петербург, сергиев-посад) довольно фрагментарно и разрозненно, часто без точной атрибуции. Подлинные образцы народного костюма тверской губернии xix начала xx века хранятся в фондах тверского государственного объединенного историко-архитектурного и литературного музея (тгом) и его филиалах в городах кашине, осташкове, лихославле, вышнем волочке, ржеве, кимрах, бежецке. Большая коллекция народной одежды из тверского музея погибла во время великой отечественной войны. Уцелевшие вещи составляют 5 % от довоенной коллекции.

Нынешнюю коллекцию составляют как целые костюмные комплексы, так и отдельные элементы народной одежды, хранящиеся в тверском государственном объединенном историко-архитектурном и литературном музее (тгом) и его филиалах. Десять лет назад в г. Старице работала экспозиция « тверской народный костюм», которая пользовалась популярностью у жителей тверской области. В экспозиции были представлены разные по назначению комплексы женской одежды: праздничный, будничный, обрядовый и т. П. Демонстрировались комплексы одежды для весенне-осеннего и зимнего периодов. Несомненным достоинством экспозиции было то, что автору (г. Л. Маковская) удалось наглядно продемонстрировать комплексность народного костюма тверской губернии xix начала xx века.

Сегодня эта выставка демонтирована, а экспонаты хранятся в запасниках. Поэтому большая часть подлинных костюмов крестьян тверской губернии сегодня недоступна не только для посетителей, но и для специалистов, занимающихся изучением народного костюма. Отсутствие знаний по истории народного костюма негативно отражается на качестве и художественных достоинствах сценических костюмов для фольклорных коллективов, число которых с каждым годом растет. В государственном образовательном стандарте специальности 05. 30. 00 « народное художественное творчество» для высших учебных заведений и специальности 05. 18 «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» для средних специальных учебных заведений предусматривается изучение народного костюма как важного компонента народной художественной культуры. Следует подчеркнуть, что согласно педагогической модели преемственного этнокультурологического и этнохудожественного образования, разработанной т. И. Баклановой -профессором мгуки, особый акцент на средней ступени специального этнохудожественного образования (специализации: 05.

Карельский народный костюм youtube.

4 июл 2015. Карельский народный костюм http://damatvorec. Ru. Default profile photo. Add a public comment. Cancel. Autoplay when autoplay is.

карел национальный костюм фото

18. 01 « хореографическое творчество», 05.

18. 03 « этнохудожественное творчество», 05. опущение бровей после ботокса фото 18. 04 «декоративно-прикладное творчество», 05. 18. 07 « народное хоровое творчество») должен быть сделан на освоении регионального этнокультурного компонента. Актуальность темы данного диссертационного исследования определяется остротой проблемы национальной самоидентификации, выражающейся в сохранении и пропаганде национальных традиций, в том числе музейными средствами. Существует задача не просто демонстрации тех или иных элементов народного костюма, а создания целостных экспозиций, отражающих региональные особенности местной традиции, связь костюма со средой обитания и образом жизни людей, культурных взаимовлияний. В равной степени актуальность темы диссертационного исследования определяется и важной ролью аутентичного сценического костюма, как средства пропаганды национальных традиций и воспитания чувства причастности к прошлому своего народа.

Степень научной разработанности проблемы. В истории, этнографии, культурологии, искусствознании накоплен обширный материал по народному костюму и выработаны ракурсы его исследования. Интересные обобщающие сведения о народной одежде содержатся в трудах выдающихся знатоков национального прошлого а. В. Терещенко,1. 2 3 4. М. И. Забылина, и.

Е. Забелина, н. И. Костомарова и др. Принципы комплексного изучения народного костюма заложены в трудах д. К. Зеленина,5 который подытожил и обобщил достижения русской этнографии и заложил основы ее дальнейшего развития. Дмитрий константинович зеленин впервые ввел в научный обиход классификацию одежды по покрою, Терещенко а. В. Быт русского народа.

Карелы — википедия.

Россия flag of russia. Svg россия: 60 815 чел. (перепись 2010). Карелия flag of karelia. Svg. Неофициальный национальный флаг карел. Реконструкция костюмов xii–xiv веков. Карельская изба. Сямозеро. Образец вышивки.

карел национальный костюм фото

Ч. 1-7. -м. , 1997-1999. 2 забылин м.

И. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Спб. , 1994. 3 забелин и. Е. Домашний быт русского народа в xvi и xvii столетии. Т. И. Домашний быт русских цариц в xvi и xvii столетии. М. , 2001.

4 костомаров н. И. Исторические монографии и исследования. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в xvi и xvii столетиях. Т. 19. Спб. , 1887. 5 зеленин д.

К. Восточнославянская этнография. — м. , 1991. Материалу, способу ношения и разработал схему комплексного изучения народной одежды. Значительный вклад в изучение традиционного народного костюма россии, и прежде всего русского, внесли работы отечественных. 6 7 исследователей этнографов xx века: б. А. Куфтина, г.

Национальный костюм карелов: описание, фото.

24 ноя 2015. Рубаха-косоворотка, напоминающая тунику, порты, традиционный пояс – такой носили карелы национальный костюм. Фото.

карел национальный костюм фото

С. Масловой/ н. И. Лебедевой,8 н.

П. Гринковой,9 p. M. Кирсановой,10 и. И. Шангиной,11 ji. H. 12 13. Молотовой, и.

П. Работновой и др. Используя сравнительно -этнографическую методику, исследователи проанализировали особенности развития традиционной народной одежды, рассматривая костюм как важный источник этнической истории народа. Изучению знаковых функций костюма посвящена работа н. М. Калашниковой,14 которая рассматривает народную одежду не только с точки зрения этнографии, социологии или искусствоведения, но и как культурный феномен. В данном случае одежда выступает как элемент четко определенной культурно знаковой системы. Автор рассматривает влияния народного костюма на формирование российской моды xviii xx веков, анализирует семиотический статус основных типов одежды сельского населения россии в xx веке, рассматривает закономерности появления во второй половине xx века фольклорного стиля. 6 куфтин б.

А. Задачи, методы и достижения в изучении костюма центрально-промышленной области // вопросы этнологии центрально-промышленной области. М. , 1927. ; материальная культура русской мещеры. Ч. 1: женская одежда: рубаха, понева, сарафан. М. , 1926. 7 маслова г.

Карельский народный костюм мы родом.

15 июл 2012. По теме: карельский народный костюм || костюм воронежской губернии || из. Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа. Фотографии коллекции шабельских из собрания российск.

карел национальный костюм фото

С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах xix — начала xx вв.

М. , 1984; народная одежда русских, украинцев и белорусов // восточнославянский этнографический сборник. М. , 1956. С. 543-767. 8 лебедева н. И. , маслова г. С. Русская крестьянская одежда xix начала xx вв. // сэ.

1956. -№4. -с. 18-31. 9 гринкова н. П. Отражение производственной деятельности руки в русской орнаментике // сэ. 1935. № 1.

С. 60-90; родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту // сэ. 1936. -№2. -с. 21-53. 10 кирсанова p. M. Русский костюм и быт xviii xix веков.

М. , 2002. 11 шангина и. И. Русский народ.

Будни и праздники: энциклопедия. Спб. , 2003. Русский традиционный быт: энциклопедический словарь. Спб. , 2003. 12 молотова л. Н. Головные уборы русского севера // обзор фондов гмэ // сэ. 1970.

№ 3; русские кокошники памятники народного искусства // тр. Гэ. 1974. Т. 15. С. 177-186. 13 работнова и. П. Русская народная одежда. М.

,1964. 14 калашникова н. М. Народный костюм (семиотические функции): учебник для вузов культуры и искусства. М. , 2002. Важными для изучения проблемы были публикации искусствоведов, историков моды, художников: м. А. Некрасовой,15 м. Н.

Мерцаловой,16 ф. М. 1 п. Пармона.

Региональные особенности народного костюма тверской губернии. 18 19 20 отмечены в трудах а. Н. Вертинского, н. П. Гринковой, г. С. Масловой, л. Э. Калмыковой,21 л. А.

Анохиной и м. Н. Шмелевой. 22. Изучению народной одежды как важного источника этнической истории и культурно исторических связей народа посвящены труды г. С. Масловой,23 р. Ф. Тароевой,24 а. П.

Косменко25 и др. Изучение народного костюма и традиционных женских промыслов тверской губернии началось в конце xix века. В конце xix начале xx века с. А. Давыдова исследовала женские золотошвейные и кружевные промыслы в гг. Торжке и калязине. На протяжении почти двух столетий (xviii xix вв. ) два города тверской губернии калязин и торжок были в числе известных центров российских кружевных промыслов. Начав обследование женских промыслов тверской губернии в 1880 1881 гг.

, с. А. Давыдова позднее неоднократно посещала торжок и калязин.

Результаты исследования были опубликованы в. 15 некрасова м. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. — м. , 1983. 16 мерцалова м. Н. Поэзия народного костюма.

— м. , 1975. 17 пармон ф. М. Композиция костюма: учебник для вузов. М. , 1997; русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М. , 1994. 18 вершинский а. Н.

Материалы по истории древнерусских одежд: старинные наряды и головные уборы тверской губернии. Старица, 1913. 19 гринкова н. П. Одежда « тудовлян» ржевского уезда // этнография. 1926. № 1-2. — с. 83-96.

20 маслова г. С. Об особенностях народного костюма населения верхнедвинского бассейна в xix -xx вв.

// фольклор и этнография русского севера. Л. , 1973. С. 66-68. 21 калмыкова л. Э. Народная вышивка тверской земли. Л. , 1981; народное искусство тверской земли. -л.

, 1981. 22 анохина л. А. , шмелева м. Н. Культура и быт колхозников калининской области. М. , 1964. 23 маслова г. С. Народный орнамент верхневолжских карел.

М. , 1951. С. 144-169. 24 тароева р. Ф. Материальная культура карел. Этнографические очерки. М.

Л. , 1965. 25 косменко а. П. Материальная культура и декоративно-прикладное искусство сегозерских карел.

Петрозаводск, 1981; народное изобразительное искусство вепсов / под ред. И. П. Работновой. Л. , 1984; традиционный орнамент финно-язычных народов северо-западной россии петрозаводск, 2002. Сборниках « кружевной промысел в тверской и ярославской губерниях» и. 27. Кустарная промышленность россии. Женские промыслы». Автор подробно рассматривает материал и технологию изготовления золотной вышивки и коклюшечного кружева. Особую ценность в данных работах представляют многочисленные иллюстрации, зачастую отсутствующие в изданиях того времени.

Заслуживает внимания работа а. Н. Вершинского «материалы по истории древнерусских одежд. Старинные наряды и головные уборы ло. Тверской губернии». В небольшой по объему работе, всего 5 страниц, приводится описание и рисунок женского головного убора « ряски». Подобные головные уборы характерны для юго-западных уездов тверской губернии. В 20-х годах xx века начался новый период в изучении фольклорных традиций тверского края, который отличался расцветом краеведения. Собирательская работа этого периода велась, как правило, коллективным путем.

В сентябре 1920 года образовалось бежецкое научное общество по изучению местного края. В числе основных задач были определены следующие: собирание, изучение, систематизация, популяризация знаний о местном крае и как результат создание краеведческого музея. Летом 1921 года в бежецком уезде начала работу этнологическая экспедиция российской академии истории материальной культуры, в деятельности которой приняли. 9q участие члены бежецкого научного общества. В сборнике « бежецкий край» был опубликован очерк с. Д. Синицына « теблешане», содержащий описание теблешского свадебного обряда, свод местных примет, некоторые сведения. 26 давыдова с. А. Кружевной промысел в тверской и ярославской губерниях //труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в россии. Выпуск 10.

М. , 1886. 27 кустарная промышленность россии.

Женские промыслы в очерках с. А. Давыдовой, е. Н. Половцевой, к. И. Беренс, е. О. Свидерской. Спб.

, 1913. 28 вершинский а. Н. Материалы по истории древнерусских одежд: старинные наряды и головные уборы тверской губернии. Старица, 1913. 29 бежецкий край. Первый выпуск статей бежецкого научного общества по изучению местного края. Бежецк, 1921. Об одежде. В целом, экспедиция занималась изучением антропологических типов, говоров и быта крестьянского населения тверской губернии. С 1925 года на территории тверской губернии начала действовать еще одна краеведческая организация: ржевское научное общество.

Задачи его те же, что и у бежецкого: собирание материалов, характеризующих основные черты местной жизни, хозяйства, быта и природы. Общество издало свой сборник « ржевский край», в котором опубликована интересная работа н. П. 30. Гринковой « старая и новая свадьба в ржевском уезде тверской губернии». Автор исследовала изменения, произошедшие в свадебном обряде в первые десятилетия xx века. В статье есть упоминание о свадебном костюме. Интересные сведения о народном костюме западной части тверской губернии содержатся в статье н. П. Гринковой «одежда « тудовлян» ржевского уезда». 31 существенное внимание автор уделяет изучению материала, покрою и орнаментике костюма жителей молототудской волости ржевского уезда тверской губернии, приводит тексты частушек об одежде.

Значительный вклад в изучение тверского народного костюма внесла доктор исторических наук г.

С. Маслова, которая с 1925 года и до конца 40-х годов участвовала в многочисленных экспедициях в калининскую (тверскую) область и собрала огромный эмпирический материал. Одним из первых обобщающих исследований обрядовой одежды восточных славян является книга г. С. Масловой «народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах xix начала xx. 32 века». В первой главе автор подробно описывает одежду в свадебных обычаях и обрядах восточных славян (в т. Ч. И тверской губернии). Гали семеновна маслова отмечает бытование в тверской губернии свадебных рубах долгорукавок, обращает внимание на обычай обязательного. 30 гринкова н. П.

Старая и новая свадьба в ржевском уезде тверской губернии // ржевский край (сборник ржевского общества краеведения). Ржев, 1926. С. 98-142. 31 гринкова н. П. Одежда « тудовлян» ржевского уезда // этнография. 1926. № 1-2.

С. 83-96. 32 маслова г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах xix начала xx вв. М. , 1984. Покрывания рук невестой. Вторая глава книги посвящена роли одежды в погребальных и родильных обрядах. Анализируя цвет траурной одежды, автор упоминает и тверскую губернию. Третья глава книги называется: ^ « одежда в обычаях и обрядах, связанных с сельским хозяйством». В этой главе г.

С. Маслова обобщила различные сведения, указывающие на характер одежды в аграрных обрядах, до этого крайне слабо освещенные в этнографической литературе.

В главе есть ссылки и на тверскую губернию, в частности, упоминается костюм для уборки льна — « ленек» теблешской волости бежецкого уезда тверской губернии конца xix начала xx века. Выдающимся исследованием, опирающимся на большой массив практического материала, является книга г. С. Масловой «орнамент русской народной вышивки, как историко-этнографический источник». 33 на примере. • искусства северных и частично центральных губерний россии (в т. Ч. И тверской), автор рассматривает сюжеты и семантику орнамента. Отмечает тесную связь вышивки с этнокультурной историей народа. Особое внимание уделяет народным названиям узоров.

Важное значение имеет раздел, посвященный распространению мотивов и локальных типов вышивки. В книге много иллюстраций, относящихся к тверской губернии. Ч. ' особое место занимают публикации г. С. Масловой, посвященные изучению жизни и быта верхневолжских карел, в том числе и отдельных элементов костюма. 34 в своей книге «народный орнамент верхневолжских. • карел»35 автор систематизирует материалы по орнаменту верхневолжских карел, рассматривает его смысловое значение, приводит описание отдельных элементов костюма, указывая на тесную связь с образцами русской одежды. В этой работе г. С. Маслова подробно исследовала материал и технику выполнения вышивки, в том числе и на головных уборах сороках. 33 маслова г.

С. Орнамент русской народной вышивки, как историко-этнографический. Источник. -м. , 1978. 34 маслова г. С. «keqrin paiva» у карел калининской области // сэ. 1937. № 4. С. 150 -152; материалы по этнографии карел калининской области // сэ.

1936. № 2. С. 79-100. 35 маслова г.

С. Народный орнамент верхневолжских карел. М. , 1951. В 1965 году вышла книга р. Ф. Тароевой «материальная культура о с. Карел». Исторический подход к анализу фактов позволил автору установить ряд важных этапов в развитии карельской материальной культуры более чем за столетие. Р. Ф. Тароева отмечает, что культура любого народа формируется не только в процессе взаимодействия с географической средой, но и в контактах с другими, соседними народами под влиянием обмена культурными достижениями.

Пятая глава книги посвящена крестьянской одежде. Автор подробно анализирует костюмные комплексы северных карел, сравнивая их с одеждой русского населения архангельской, олонецкой губерний и верхневолжских карел. Однако тверские карелы лишь незначительно попали в поле зрения исследователя. Большой вклад в исследование русской народной одежды (в т. Ч. И тверской губернии) внесла н. И. Лебедева. В совместной работе н. И. Лебедевой и г. С.

Масловой «русская крестьянская одежда xix начала xx. 3 8 века» имеются и сведения об одежде тверской губернии (русской и карельской), схемы отдельных элементов одежды, зарисовки головных уборов. Особый интерес представляют две фотографии конца xix начала xx века с изображением крестьянок ржевского и бежецкого уездов тверской губернии в традиционных праздничных костюмах. Существенный вклад в изучение народного искусства тверской земли и, в частности, тверского народного костюма внесла л. Э. Калмыкова. Ее научные работы написаны на материале многолетних экспедиций сергиево-посадского государственного историко-художественного музея -заповедника (1959 1975 гг. ) в современную тверскую область и некоторые сопредельные территории, входившие в бывшую тверскую губернию. В. 36 тароева р.

Ф. Материальная культура карел.

Этнографические очерки. М. Jl, 1965. 37 лебедева н. И. Прядение и ткачество восточных славян // восточнославянский этнографический сборник. -м. , 1956. С. 461-540. 38 лебедева н.

И. , маслова г. С. Русская крестьянская одежда xix начала xx вв. // сэ. -1956. -№4. -с. 18-31. Qq книге « народное искусство тверской земли» одна из глав посвящена народной одежде.

Л. Э. Калмыкова подробно анализирует коллекцию тверского народного костюма из собрания сергиево-посадского музея. Особое внимание в своих исследованиях автор уделяет вышивке, набойке, ткачеству, кружеву, раскрывая специфику использовавшихся материалов. В этом издании л. Э. Калмыкова опирается только на коллекцию сергиево-посадского музея, в которой многие комплексы тверской народной одежды представлены не полностью, а лишь частями. К тому же, преимущественное внимание обращается на декоративные элементы костюма, а не на собственно костюм. Исследователи л. А. Анохина и м.

Н. Шмелева в 3 главе книги « культура и быт колхозников калининской области»40 кратко рассматривают традиционный народный костюм тверской губернии 1890 1900 годов.

Авторы отмечают, что одежда рассматриваемого периода отличается большой пестротой и многообразием материалов, покроев, расцветок, украшений, что объясняется сильным влиянием городской культуры. Характеристика носит краткий, иллюстративный и несамостоятельный характер. В 1970 году вышел в свет второй том труда «русские. Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма»,41 в одной из статей которого « украшение русской крестьянской одежды»42 авторы м. Н. Шмелева и л. В. Тазихина подробно проанализировали способы украшения одежды: тканые, вышитые, нашивные. При изучении русской народной одежды значительное внимание следует уделять украшению одежды, которая, по мнению авторов, является важным источником при изучении проблем этнической истории и культурно.

39 калмыкова л. Э. Народное искусство тверской земли. Л. , 1981. 40 анохина л. А. , шмелева м. Н. Культура и быт колхозников калининской области.

М. , 1964. 41 русские. Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма / под ред. П. И. Кушнера. М. , 1970. 42 указ. Соч.

С. 89-123. Исторических связей русского народа.

В качестве примеров приводятся образцы народной одежды, в том числе и из тверской губернии. В частности, украшение верхней одежды авторы рассматривают на примере тверского кафтана « сарженника». Таким образом, многочисленные исследователи народного костюма либо обращались к элементам тверского русского народного костюма, либо использовали его в качестве иллюстраций среди характеристик крестьянского костюма других областей. Целиком же тверской народный костюм, как самостоятельное явление, до сих пор детальному изучению не подвергался. Тем более не рассматривался костюм русских и карел тверской губернии, а также различных местных групп русских. Диссертационное исследование является первой попыткой научного осмысления данной проблемы. Целью данного исследования является сравнительный комплексный анализ народного костюма русских и карел тверской губернии xix начала xx века и выявление роли среды обитания, образа жизни и культурных взаимовлияний в области костюма, исчезающих и сохраняющихся элементов культуры пришлого населения. Исходя из этого, автор ставит перед собой следующие задачи: 1. Охарактеризовать местные особенности среды обитания и образа жизни крестьян тверской губернии. 2. Обобщить эмпирический материал о народном костюме русских и карел тверской губернии xix начала xx века. 3.

Проанализировать изменения, которые произошли с русским народным костюмом тверской губернии на протяжении столетия. 4. Выявить особенности эволюции народной одежды верхневолжских карел в контексте этнической истории. 5. Провести сравнительный анализ русского и карельского народных костюмов и выявить культурные взаимовлияния. Объект исследования традиционный костюм крестьян тверской губернии (русских и карел) xix начала xx века. Предмет исследования типология, структура, семантика народного костюма xix начала xx века в контексте традиционной культуры русских и карел тверской губернии. Прослеживаются три уровня в решении научных проблем диссертационного исследования, которые определили его цель. Во-первых, сравнительный анализ народного костюма различных групп русского населения (« тудовляне», « теблешане», « пушкари») и общая характеристика русского тверского костюма как регионального целостного явления.

Во-вторых, сравнительный анализ народного костюма северных и верхневолжских карел и общая характеристика тверского карельского костюма. В-третьих, сопоставительный анализ народного костюма русских и карел тверской губернии xix начала xx века. Гипотеза исследования. В основу исследования положена мысль о том, что народный костюм тверской губернии xix начала xx века обладает выраженным региональным своеобразием, которое сложилось в процессе длительного этнокультурного взаимодействия различных групп русских и карел. Источниками исследования стали музейные коллекции и каталоги, архивные материалы, научные монографии, статьи из сборников, альбомы по изобразительному и народному искусству, справочники, энциклопедии, словари, материалы фольклорно-этнографических экспедиций. Важнейшим материалом исследования явились образцы народных костюмов тверской земли, хранящиеся в коллекциях музеев самых разных профилей: исторических, этнографических, художественных. Подлинные образцы народного костюма тверской губернии представлены в собрании тверского государственного объединенного историко-архитектурного и литературного музея (тгом) и его филиалах в. Музее тверского быта ( мтб), кашине (тгом. Каш. Ф), осташкове ( окм), лихославле (лкм), кимрах (ким); тверской областной картинной галерее (токг); сергиево-посадского государственного историко-художественного музея заповедника (спгихмз); государственного исторического музея ( гим) и музея народного искусства ( мни) в москве; государственного русского музея ( грм) и государственного музея этнографии народов ссср, ныне российского этнографического музея ( рэм) в санкт-петербурге.

В процессе работы над диссертацией изучались коллекции тгом и его филиалов, токг, спгихмз, рэм, гим.

В государственном историческом музее хранятся два полных костюмных комплекса крестьянок тверской губернии,43 кокошники и их фрагменты,44 отдельные элементы костюма (всего около 40 предметов). Классический образец праздничного костюма тверской крестьянки первой половины xix века — это комплекс с красным сарафаном, который часто публикуется в альбомах45 и каталогах. Достаточно интересно представлен тверской народный костюм в собрании российского этнографического музея. Прежде всего, это пять праздничных костюмных комплексов разных уездов тверской губернии второй половины xix века. Эти костюмы опубликованы в альбомах. 46 праздничная мужская одежда в целом и тверской костюм в частности очень плохо представлены в музейных коллекциях. Поэтому для нас большой интерес представляет праздничный костюм крестьянина щербаковской волости весьегонского уезда тверской губернии середины xix века. 47 костюм состоит из рубахи, портов, пояса и шляпы. Белая холщовая рубаха украшена полосами браного ткачества, кумачовыми вставками и тесьмой. Порты сшиты из холста с набивным рисунком.

Длинный узкий пояс украшен. 1,3 гим. Кол. № 102785/1-2, 3 б-3351, 3352, 3353, № 83206 н-547; кол. № 100823/67, 81 б-2863, 2872, № 98559 д-1436. Гим. Кол. № 23289 б-205, № 23301 б-208, № 54786 б-202. 1,5 русский народный костюм. Гим.

Альбом / сост. Ефимова л. М. , 1989. Илл. № 52. А6 русский народный костюм. Гмэн ссср. Альбом / сост. : молотова л. Н.

, соснина н. Н. Л. , 1984. -илл.

№ 100, 103,104,106, 108. 47 указ. Соч. Илл. № ю8. На концах кистями. Дополняет костюм валяная из шерсти шляпа, украшенная плисовым ремешком с медной пряжкой. Праздничная женская одежда представлена костюмными комплексами из бежецкого,48 ржевского49 и тверского50 уездов тверской губернии. Кроме того, в коллекции представлен женский костюм, использовавшийся во время уборки льна « ленок». 51 костюм состоит из холщовой рубахи, подпоясанной поясом, повойника и платка.

Подобные костюмы использовались во время уборки льна в бежецком уезде тверской губернии вплоть до 30-х годов xx века и назывались « ленек» или « ленок». Кроме того, в собрании российского этнографического музея представлен праздничный костюм верхневолжской карелки второй половины xix века, состоящий из рубахи,52 сарафана,53 пояса,54 сороки,55 двух шейных украшений низаных из бисера. 56. В сергиево-посадском государственном историко-художественном музее заповеднике коллекция народной одежды тверской губернии xix — начала xx века стала формироваться в период с 1959 по 1975 год. Это период многолетних экспедиций спгихмз в современную тверскую область. Во время экспедиций была обследована юго-западная часть тверской области и собрана разнообразная по своему составу коллекция, в том числе и одежды. Обширная коллекция тверской одежды xix начала xx века, представленная в музее разными центрами, довольно многообразна по своему составу (всего около 350 предметов). В ней, при наличии немногих. Сп целых комплексов народного костюма, преобладают отдельные предметы женского наряда: рубахи, сарафаны, пояса, головные уборы, платки, юбки, 48 русский народный костюм. Гмэн ссср. Альбом / сост. : молотова л.

Н. , соснина н. Н. Л. , 1984, илл. № 106. 49 указ. Соч. Илл. № 103.

50 указ. Соч. Илл. № 104. 51 указ.

Соч. Илл. № 100. 52 рэм. Кол. 30051 -т. 53 рэм. Кол. 3024-1. 54 рэм. Кол.

3937-46. 55 рэм. Кол. 5587 -4ав. 56 рэм. Кол. 30412 т; 30419 т. 57 спгихмз. Кол.

№ t 8226-8229; № т 6711-6712, t 6898; № t 7192, т 5094, t 1447 и др. Передники. Единичными образцами представлены мужские рубахи,58 кушаки,59 женские головные уборы кокошники,60 верхняя женская одежда. 61 кроме того, в фондах спгихмз хранятся уникальные коллекции тверского народного искусства, которыми не располагает ни один из музеев страны. Это коллекция набойных досок (около 300), кубовой набойки (около 40 образцов), ручного ткачества (около 1000 образцов), вышивки (до 1000 образцов). Тем не менее, в собрании музея совершенно отсутствуют женские украшения, обувь, мужские головные уборы, порты, верхняя мужская одежда. К сожалению, большая часть народной одежды относится к концу xix началу xx века. Поэтому данная коллекция не дает нам полного представления о тверском народном костюме первой половины и середины xix века. Наиболее полно и разнообразно народный костюм представлен в собрании тверского государственного объединенного музея.

Коллекция народной одежды начала формироваться в тверском музее в конце xix века, но до сих пор практически не изучалась и не публиковалась.

Исключение. 62 составляет буклет « тверской народный костюм». Для изучения и анализа в качестве основы вещевого материала взято собрание тверского государственного объединенного музея63 и его филиалов в гг. Кашине,64 осташкове,65 а также коллекция музея тверского быта,66 располагающих уникальной коллекцией народного костюма (всего около 500 предметов). В головном объединении тгом хранится около 350 предметов народной одежды. Мы уже отмечали, что большая часть коллекции народной одежды из тверского музея погибла во время великой отечественной войны, 58 спгихмз. Кол. № т 6330, 5146, 5173. 59 спгихмз. Кол. № т-5833, 5759, 5810.

60 спгихмз. Кол. № ш 1176, 1425. 61 спгихмз. Кол. № н-979. 62 тверской народный костюм: из коллекции музея / сост. Г. Л. Маковская.

Калинин, 1987. 63 тгом. Коллекция тканей. 64 тгом. Каш. Ф. Коллекция костюма. 65 тгом. Okm. Коллекция костюма.

66 тгом. Мтб. Коллекция тканей.

Поэтому целых костюмных комплексов сохранилось очень мало. 67 в большинстве своем, народный костюм тверской губернии представлен в собрании музея отдельными предметами или их фрагментами. Наиболее полно представлена женская праздничная, свадебная и обрядовая одежда. В коллекции музея представлено большое количество крестьянских рубах, разных по покрою и назначению (более 60 ед. Хранения). В большинстве своем это праздничные или свадебные рубахи,68 богато декорированные вышивкой, ткаными проставками, кружевом и тесьмой. В коллекции также представлены покосные рубахи,69 будничные,70 верхние части рубах,71. Т) рубахи « воротушки», характерные для верхневолжских карел. Кроме того, для структурно-семантического анализа народного костюма мы изучали сохранившиеся фрагменты (рукава женских рубах, нижние части подола с вышивкой и т. П.

) в достаточном количестве представленные в музейном собрании. Коллекция сарафанов (всего около 40 ед. Хранения) достаточно разнообразна по своему составу, что позволило нам не только изучить и проанализировать материал, цвет, особенности кроя и декора, но и проследить те изменения, которые произошли в женской одежде в xix -начале xx века. Кроме перечисленных костюмных комплексов, косоклинные сарафаны представлены в коллекции тгом единичными. 73 экземплярами. Довольно обширна коллекция прямых сарафанов и сарафанов-юбок второй половины xix начала xx века,74 сарафанов с лифом первой половины xx века. 75 большую часть коллекции музея составляют женские головные уборы сороки, как русские, так и карельские (около 100 ед. Хранения). В коллекции представлены сороки почти всех. 67 тгом. Коф№ 10341/58, 18955; 2560-2563; 2626, 14076; 5040/ 177, 178; 4010/26, 26а.

68 тгом. Коф № 2436/4 б; 2563; 2589; 2626; 2641; 4276/397; 4695/1-10; 9947-9949; 21907. 69 тгом. Коф № 2898/182; 4010/266, 31, 67; 4125/1,2. 70 тгом. Коф № 3681/13; 4276/138; 5040/134, 135, 177. 71 тгом. Коф № 3745/96; 4505/27; 10341/58; 17887; 17912; 18958. 72 тгом. Коф №2032; 4276/285, 415; 8067.

73 тгом. Коф № 4147. 74 тгом.

Коф № 2442/7-14; 4276/429; 4334/1-5; 4505/29; 10268; 18956. 75 тгом. Коф № 2436/5; 3161/2; 4159; 4161; 4276/25, 65. Уездов тверской губернии. Особенно полно представлены уезды: тверской, старицкий, весьегонский, новоторжский, бежецкий. Кроме того, в коллекции тгом представлены кокошники (12 ед. Хранения), сборники (32 ед. Хранения), повойники (23 ед. Хранения). Кокошники, представленные в коллекции различны по форме и орнаментации. В коллекции представлены.

77 78 женские головные уборы сборники, как мягкие, так и на твердой основе. 79. Хорошо представлена верхняя женская и мужская одежда: кафтаны, армяки,80 зипуны,81 шубы82 xix начала xx века (34 ед. Хранения). В коллекции музея присутствуют различные детали женской одежды: шали, платки, пояса, украшения, передники. В отличие от женского, мужской народный костюм представлен довольно слабо. В коллекции нет ни одного праздничного комплекса, недостаточно мужских рубах (17 ед. Хранения), головных уборов. Такая часть мужского костюма как порты, обычно отсутствующая в музейных собраниях, представлена в коллекции тверского государственного объединенного историко-архитектурного и литературного музея (5 ед. Хранения).

84. В фондах тгом хранится уникальное собрание крестьянской вышивки. Здесь широко представлены вышитые очелья женских головных уборов -сорок из разных уездов тверской губернии, вышитые и тканые подольники женских рубах. Коллекция крестьянской вышивки тгом позволяет проанализировать региональные особенности, технологические приемы вышивки, сюжетный строй и орнаментику. Проследить сходство и отличия в вышивке разных уездов тверской губернии. 76 тгом. Коф № 2592; 11009 и др. 77 тгом. Коф № 2639; 14406 и др. 78 тгом. Коф № 2050; 4952 и др.

79 тгом. Коф № 2442/25; 10234; 10253; 10292; 10307 и др.

80 тгом. Коф № 2571; 10308; 10669 и др. 81 тгом. Коф № 2574; 10242; 10659 и др. 82 тгом. Коф № 10233; 13731; 13733 и др. 83 тгом. Коф № 2456; 2573; 2631 и др. 84 тгом.

Коф № 2570; 2605; 3160; 3173; 4234. Существенная часть коллекции народного костюма хранится в филиалах тгом. В музее тверского быта (тгом. Мтб) г. Твери крестьянская одежда представлена 27 предметами: 2 сарафана,85 3 рубахи,86 6 головных уборов,87 2 позатыльника, украшения, пояса, обувь. Кроме того, в музее собрана коллекция вышивки и ткачества (около 100 образцов), в том числе, вышитые и тканые оплечья и подолы женских рубах, вышитые очелья головных уборов сорок. В кимрском краеведческом музее (тгом. Ким) собрана уникальная коллекция обуви xviii xx века. Большой интерес для нас представляют поршни88 древнейшая форма рабочей обуви у русских, сохранявшаяся до конца xix века. В экспозиции музея представлены сапоги « осташи» первой.

Qq половины xix века, предназначенные для рыбаков, сапоги в « гармошку» конца xix века90 и др. В собрании осташковского краеведческого музея (тгом. Окм) находится 46 предметов крестьянской одежды: сарафаны, рубахи, порты, женские головные уборы, верхняя одежда, а также большая коллекция крестьянских поясов. Особую ценность представляют женские головные уборы кокошники. 91 представленные в коллекции кокошники первой половины xix века являлись свадебными головными уборами и изготавлялись в знаменском женском монастыре города осташкова под руководством опытных торжокских золотошвей. В собрании музея представлены две мужские рубахи-косоворотки конца xix века: свадебная из белого льна с вышивкой по рукавам и подолу92 и будничная из клетчатой домоткани. 93. 85 тгом. Мтб. Коф № 4148; 4505/31.

86 тгом. Мтб. Коф № 2030; 3741; 4274.

87 тгом. Мтб. Коф № 4276/ 263-266; 11010; 11012. 88 тгом. Ким. Коф №1911. 89 тгом. Ким. Коф № 737.

90 тгом. Ким. Коф № 728. 91 тгом. Окм. Коф № 96/1-4; 2357/1-2. 92 тгом. Окм. Коф № 1578. 93 тгом.

Окм. Коф № 1949/2. В фондах кашинского краеведческого музея находится около 50 предметов крестьянской одежды: женские и мужские рубахи,94 косоклинные. 1 95 96 97 и прямые сарафаны, порты, мужская и женская верхняя одежда, мужские, женские и девичьи головные уборы,98 женские украшения,99 образцы вышивки. Большой интерес для нас представляет праздничный костюм теблешанки первой половины xix века. 100. Необходимо отметить, что по одному-два женских костюмных комплекса представлено в экспозициях всех краеведческих музеев тверской области. Такая разбросанность народной одежды по музейным филиалам создает большие трудности в изучении народного костюма. В целом в коллекции тгом и его филиалах в достаточном количестве представлены все предметы народной одежды тверской губернии, как женской, так и мужской. Тем не менее, этот источник не дает нам полного представления о тверском народном костюме. Значительный интерес для работы имели каталоги и книги основного и вспомогательного фондов тгом и его филиалов.

Как уже отмечалось, большая часть коллекции тгом погибла во время великой отечественной войны.

Поэтому в качестве источников мы использовали труд «описание тверского музея. Археологический отдел а. К. Жизневского, с примечаниями графа а. С. Уварова»,101 изданный в 1888 году. В своей работе август казимирович жизневский отмечает, что в этнографическом отделе тверского музея хранятся образцы народной женской одежды и обуви, отличающиеся характерными местными особенностями. Далее читаем: «большая часть сих одеяний находится на. 94 тгом. Каш. Ф.

Коф № 183; 170; 753; 5162; 6199; 6270. 95 тгом. Каш. Ф. Коф № 2; 4; 23; 24. 96 тгом. Каш. Ф. Коф № 6565. 97 тгом. Каш. Ф.

Коф №7; 20; 21; 166; 179; 217; 5178; 5340; 5988. 98 тгом. Каш. Ф. Коф № 31; 33; 34; 66; 6343. 99 тгом. Каш. Ф. Коф № 115; 122. 100 тгом. Каш. Ф.

Коф № 6; 184. 101 описание тверского музея.

Археологический отдел а. К. Жизневского, с примечаниями гр. А. С. Уварова. -м. , 1888. Десяти манекенах, а остальные хранятся в шкафах. Манекены эти представляют типы женщин как замужних, так и девиц и наряды их по городам: твери, торжку, весьегонску, вышнему-волочку, осташкову, ржеву». 102 в разделе « наряды» а. К.

Жизневский приводит подробное описание отдельных предметов женской одежды: кокошников, повойников, платков, позатыльников. В качестве источников привлекались работы в. И. Колосова историка, краеведа и с 1896 года хранителя музея. Прежде всего, это « краткое описание тверского музея», изданное в 1911 и 1912 годах. 103 автор приводит краткое описание всех предметов, хранящихся в тверском музее, знакомит с их расположением в первой, второй и третьей комнатах музея. Начиная с 1880 года, в « тверских губернских ведомостях» печатались сведения о поступлениях в музей. Позднее стали ежегодно издаваться брошюры « тверской музей и его приобретения», составленные в. И. Колосовым. 104.

В 1913 году вышло в свет первое библиографическое пособие по этнографии народов россии, составленное выдающимся историком материальной и духовной культуры, библиографом д. К. Зелениным. В этом труде впервые был выделен раздел « одежда», включающий 316 библиографических записей с краткими аннотациями. 1(ьэтот раздел систематизирован, он включает общие сочинения по одежде и описания одежды разных народов россии, в том числе и русского. Источниками исследования стали: « описание рукописей ученого архива русского географического общества» в трех выпусках, изданные д. К. Зелениным,106. 102 описание тверского музея. Археологический отдел а. К.

Жизневского, с примечаниями гр.

А. С. Уварова. Ml, 1888. С. 147. 103 краткое описание тверского музея. Первая и вторая комнаты музея /сост. В. Колосов. -тверь, 1911; краткое описание тверского музея.

Третья комната музея / сост. В. Колосов. -тверь, 1912. Т тверской музей и его приобретения в 1906-1912гг. / сост. В. Колосов. Тверь, 1909-1915. 105 зеленин д.

К. Одежда // библиографический указатель русской этнографической литературы о внешнем быте народов россии, 1700-1910гг. : (жилище. Одежда. Музыка. Искусство. Хозяйств, быт). Спб. , 1913. С. 227 254. 106 зеленин д.

К. Описание рукописей ученого архива русского географического общества.

-вып. 1. Пг. , 1914; вып. 2. -пг. , 1915; вып. 3. -пг. , 1916.

Указатель к изданиям императорского русского географического общества. 1 п7 и его отделов с 1886 по 1895 год». В качестве источника следует назвать «генеральное соображение по тверской губернии, извлеченное из подробного топографического и камерального по городам и уездам описания 1783 1784 гг. »,108 которое было издано через 100 лет после написания в 1873 году губернской земской управой. Интерес в этой работе представляет описание одежды, внешности и характера крестьян (русских и карел) разных уездов тверской губернии: тверского, кашинского, калязинского, бежецкого, краснохолмского, весьегонского, вышневолоцкого, осташковского, ржевского, старицкого, торжокского. Отмечаются сходства и различия в одежде русских и карел тверской губернии, приводятся местные названия некоторых видов одежды. В 70-е годы xix века в тверской губернии возникло « общество, изучающее этнографию края». Начало систематической работы по описанию тверского края связано с именем в. И. Покровского, который с 1871 года являлся председателем губернского статистического комитета. Покровский приступил к сплошному изучению губернии и один из первых признал необходимость экспедиционного метода исследования.

Для нас представляет интерес его труд «историко-статистическое описание тверской губернии»,109 где собраны исторические и статистические сведения. Заслуживает внимания еще одно историко-статистическое издание, выпускавшееся периодически с 1844 года « памятная книжка тверской губернии». Так, в «памятной книжке тверской губернии за 1863 год»,110 издаваемой губернским статистическим комитетом содержится « очерк осташкова», где приводится описание свадебного обряда, народной одежды. 107 указатель к изданиям императорского русского географического общества и его отделов с 1886 по 1895 год. -спб. , 1869. 108 генеральное соображение по тверской губернии, извлеченное из подробного топографического и камерального по городам и уездам описания 1783-1784 гг. Тверь, 1873. 109 покровский в. Историко-статистическое описание тверской губернии. Т. 1.

Исторический очерк губернии, ее территория.

Т. 2. Город тверь. Тверской уезд. Тверь, 1879-1880. 110 памятная книжка тверской губернии на 1863 год. Тверь, 1863. И обуви. В изданиях за разные годы встречаются упоминания одежды и обуви крестьян тверской губернии. В ряде изданий рассказывается о добыче в тверской губернии речного жемчуга и торговле им.

Большой интерес представляет «сборник материалов для статистики тверской губернии в 5 выпусках»,111 издававшийся типографией губернского правления с 1874 по 1882 год. В первом выпуске одна из статей посвящена растительным красителям, применявшимся в крестьянском быту для окраски тканей и пряжи. Во втором выпуске помещены результаты довольно подробного исследования различных сторон быта некоторых сел бежецкого уезда. В одной из заметок рассказывается о крестьянском ситценабивном заведении в селе микшино. Небольшая статья посвящена крестьянской одежде бежецкого уезда тверской губернии второй половины xix века, где уделяется внимание праздничной, будничной и обрядовой одежде, отмечаются произошедшие изменения. Большая статья в этом выпуске посвящена карелам бежецкого уезда. Кроме статистических данных в статье рассказывается о жизни, быте, культуре верхневолжских карел. Автор уделяет внимание особенностям народного костюма, его роли в обрядовой и праздничной культуре. Источниками исследования стали периодические издания, издававшиеся с середины xix века: « тверской вестник», « тверские епархиальные ведомости», « живая старина», « тверская старина». Ряд материалов по народному костюму тверской губернии содержится в неофициальной части « тверских губернских ведомостей», выходивших с 1839 года и в « тверских епархиальных ведомостях», издававшихся с 1877 года. Для поиска их использовался «указатель статей, помещенных в неофициальной части « тверских губернских ведомостей» (1865г.

), а также известный библиографический ежегодник в. И. Межова «литература. 111 сборник материалов для статистики тверской губернии. Тверь, 1874-1882. Русской географии, статистики и этнографии, 1865-1880». Отдельные сведения по костюму населения тверской губернии помещены также в издававшемся с 1890 года императорским русским географическим обществом журнале « живая старина». Однако все эти материалы могут иметь лишь вспомогательное значение в силу как неразвитости самой этнографии как науки, особенно в ранний период, так и непрофессионального состава корреспондентов губернских и епархиальных « ведомостей» и ирго: как известно, это были местные учителя, священники, статистики, чиновники и т. П.

И их описания страдают обобщенностью и неполнотой.

Интерес они могут представлять преимущественно с точки зрения изучения терминологии костюма. Разумеется, отвергать сведения содержащиеся во всех этих изданиях, никак нельзя, но, в сравнении с музейными коллекциями подлинного костюма и его публикациями в специальных изданиях, роль их может быть только вспомогательная. Ряд источников в то же время выступает в качестве исследовательской литературы, созданной на основе изучения подлинных вещей. Большой интерес представляет определитель: «крестьянская одежда населения. 113. Европейской россии xix начала xx вв. », в котором содержатся сведения о материале, покрое, колористике, орнаментике, способах ношения, комплектности русского и карельского костюмов тверской губернии. В иллюстрированной энциклопедии «русский традиционный костюм (авт. Сост. : н.

Соснина, и. Шангина)»114 народная одежда рассматривается в двух аспектах: как утилитарная вещь и как символ, дающий представление о человеке и обществе. В энциклопедии есть сведения о народной одежде. 112 межов в. И. Литература русской географии, статистики и этнографии, 1865-1880. Спб. , 1866-1883. -вып. 1-9. 113 крестьянская одежда населения европейской россии xix начала xx вв.

: определитель. -м. , 1971. 114 русский традиционный костюм: энциклопедия / авт. Сост. : н. Н. Соснина, и. И. Шангина. -спб.

, 1998. Разных уездов тверской губернии.

Следует отметить еще две работы и. И. Шангиной: «русский народ. Будни и праздники»115 и « русский традиционный быт». 116. Результатом собирательской и исследовательской работы л. Э. 117. Калмыковой является альбом « народная вышивка тверской земли».

Альбом содержит 176 цветных и тоновых иллюстраций, 18 из которых отображают элементы народного костюма: подольники женских рубах, очелья головных уборов сорок, плечевые вставки женских рубах и др. Автор рассматривает значение орнаментальных сюжетов, выделяет характерные особенности народных вышивок различных районов тверского края. В приложении приводятся сведения о назначении народной вышивки, ее роли в свадебном ритуале. Приводятся сведения о головных уборах и других предметах свадебной одежды. Непосредственное практическое значение имеет составленный л. Э. Калмыковой терминологический словарь швов с их цветным изображением, описанием технологии и применения в быту. В фондах музея антропологии и этнографии им. Петра великого хранится коллекция, собранная сельской учительницей марией васильевной михайловской в бежецком уезде у карел тверской губернии. По поручению маэ м.

В. Михайловская неоднократно выезжала в деревни и села бежецкого и весьегонского уездов, где собирала фольклорные материалы и приобрела ряд ценнейших предметов одежды, головных уборов и образцов вышивки. В период с 1913 по 1917 г. В музей было передано 445 предметов. 118 в коллекции м. В. Михайловской наиболее полно представлены фрагменты вышивки очелий к женским головным уборам. В незначительном количестве имеются рубахи и вышитые подолы рубах. 115 шангина и. И. Русский народ.

Будии и праздники: энциклопедия.

Спб. , 2003. 116 шангина и. И. Русский традиционный быт: энциклопедический словарь. Спб. , 2003. 117 калмыкова л. Э. Народная вышивка тверской земли.

-л. , 1981. 118 маэ. Кол. № 2090; 2272; 2424; 2551; 2640. Коллекции снабжены достаточно полными аннотациями, приведены народные названия орнаментов. Мы изучали эту коллекцию по публикации. И. В. Жуковской «вышивки тверских карел по коллекции м. В.

Михайловской». 119. Эмпирический материал по народному костюму, в том числе и. Тверской губернии, содержится в литературе справочного характера: энциклопедиях, словарях, справочниках. Необходимо особо отметить. 120. Толковый словарь живого великорусского языка» в. И. Даля, где встречаются названия одежды, характерные для некоторых уездов тверской губернии. Источниками исследования стали иллюстративные материалы альбомов: «русский народный костюм (сост. Ji.

Ефимова)», «русский народный костюм (сост.

: ji. Молотова, н. Соснина)», «костюм в россии xv начало xx века (под ред. Е. Р. Беспаловой)», «оделсда народов ссср (сост. : н. М. Калашникова и г. А. Плужникова)».

В этих изданиях представлено несколько превосходных образцов народного костюма тверской губернии. В альбомах «русский народный костюм (сост. Ji. Ефимова)» и «костюм в россии xv начало xx века (под ред. Е. Р. Беспаловой)» представлена коллекция государственного исторического музея в москве (гим). Тверской народный костюм в альбомах представлен женским костюмным комплексом с красным сарафаном, верхней одеждой. 191 крестьянки, женскими головными уборами кокошниками. В альбомах «русский народный костюм (сост.

Ji. Молотова, н. Соснина)» и «одежда народов ссср (сост. Н. М. Калашникова и г. А. Плужникова)» представлена коллекция государственного музея этнографии народов ссср, ныне. 119 жуковская и. В. Вышивка тверских карел по коллекции м.

В. Михайловской // сборник маэ ан ссср.

-л. , 1972. -т. 28. -с. 180-198. 120 даль в. И. Толковый словарь живого великорусского языка: т. 1-4. М.

, 1978-1980. 121 русский народный костюм. Гим. Альбом / сост. Ефимова л. М. , 1989. Илл. 5, 160; ефимова л. В. , алешина t. C.

, самонин с. Ю. Костюм в россии xv начало xx века. Из собрания гим / под ред. Е. Р. Беспаловой. М. , 2000. Илл.

45. Российского этнографического музея (рэм) в санкт-петербурге.

Тверской народный костюм представлен образцами женской и мужской одежды, 122 женскими украшениями. Не менее важными для исследования были иллюстративные материалы, содержащие разные категории памятников (живопись, графика, фотографии и др. ). Следует отметить, что в различные хронологические периоды приоритеты менялись. Так, изучая женские головные уборы кокошники первой половины xix века, мы анализировали живописные портреты конца xviii начала xix века (собрание гим, грм, токг), иллюстративные. 123 материалы. При изучении традиционного костюма тверской губернии начала xx века, кроме вещественных материалов существенную роль играла фотография. В иллюстрированной энциклопедии «русский традиционный костюм (авт. Сост. : н.

Соснина, и. Шангина)»124 две фотографии относятся к тверской губернии. В качестве источников использовались отчеты фольклорно-этнографических экспедиций тверского областного дома народного. 125 творчества, проводившиеся в период с 1992 по 1996 гг. За это время были обследованы почти все районы современной тверской области: западнодвинский, кесовогорский, оленинский, нелидовский, старицкий, торопецкий, бежецкий, андреапольский, селижаровский, весьегонский, вышневолоцкий, кашинский, молоковский. В отчете экспедиции в бежецкий район (июль 1994 г. ) содержится большое количество образцов вышивки (фото, зарисовки, сколки), а также фотографии и зарисовки народной одежды начала xx века. Торопецкий район был обследован. 122 русский народный костюм. Гмэн ссср. Альбом / сост. : молотова л.

Н. , соснина н. Н. Л. , 1984. -илл. 100, 103, 104, 106, 108, 171; одежда народов ссср. Альбом / сост. : н.

М. Калашникова, г. А. Плужникова.

— м. , 1990. Илл. 60. 123 «для памяти потомству своему. » народный бытовой портрет россии. Альбом /авт. Сост. : н.

Н. Гончарова, н. А. Переверзенцева и др. М. , 1993. 124 русский традиционный костюм: энциклопедия / авт. -сост. : н. Н.

Соснина, и. И. Шангина. -спб. , 1998. 125 отднт. Отчеты № 1-17. 126 отднт. Отчет № 1.

Дважды в сентябре 1995 и в июле 1996 гг.

127 в обобщенном отчете представлены фото двух женских и двух мужских рубах начала xx века из деревни плоскошь торопецкого района. Это праздничные рубахи, обильно украшенные вышивкой. Учитывая тот факт, что в состав экспедиционной группы кроме фольклористов и филологов входили два художника по вышивке, неудивительно, что основной акцент был сделан именно в этом направлении. Таким образом, материал, крой, способы ношения, комплектность народного костюма не попали в поле зрения исследователей. Источниками исследования стали материалы и отчеты фольклорно-этнографических экспедиций тверского училища культуры (1992 1996 гг. И 1998 2004 гг. ). 128 экспедиции училища культуры работали в 12 населенных пунктах тверской области. Преподаватели и студенты собрали более 400 подлинных предметов крестьянского быта, записали около 350 песен разного характера, частушки, плачи, заговоры, рассказы об обрядах, обычаях, занятиях местных жителей. Собранные материалы послужили основой для создания фольклорно этнографического центра (фэц) в тверском училище культуры. В экспозиции фольклорно этнографического центра представлено два костюмных комплекса (женский и мужской) крестьян тверской губернии начала xx века.

Опыт преподавания истории народного костюма на всех ступенях образования изучался на материалах научно-практических конференций и учебно-методических публикаций, а также в ходе бесед автора диссертационного исследования с преподавателями учебных заведений, искусствоведами, научными сотрудниками музеев, историками, краеведами, фольклористами. 127 отднт. Отчет № 15. 128 мтук. Отчеты № 1-12. 129мтук. Коф№ 261-264; 125-129. Методы исследования обусловлены целями и задачами диссертационного исследования. Комплексный подход к изучаемой проблеме подразумевает применение сравнительного исторического, системного аналитического и семантического анализа народного костюма тверской губернии xix начала xx века. Комплексное исследование осуществлялось в нескольких направлениях: 1) изучение всей существующей литературы, включая популярные и справочные издания;. 2) сбор эмпирического материала в музеях г. Твери и области, а также гг.

Москвы, санкт-петербурга, сергиево-посада;. 3) анализ результатов полевых исследований, проводившихся тверским областным домом народного творчества (1992 1996 гг. );. 4) изучение и анализ результатов полевых исследований, проводившихся тверским училищем культуры (1992-1996 гг. , 19982004 гг. ). Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе народного костюма тверской губернии как культурно-исторического феномена. Впервые проведено полное комплексное исследование коллекций костюма из местных и центральных музеев и всей совокупности опубликованного материала, что дает основание создать цельную характеристику тверского народного костюма и провести сравнительный анализ костюма различных групп пришлого и коренного русского населения и карел. Впервые даются сравнительные характеристики северо-западных и тверских карел и демонстрируется роль культурных взаимодействий на примере перемен в составе и орнаментации в костюме. Практическая значимость исследования: а) разработана методика исследования и сравнительного изучения региональных особенностей народного костюма местных этнический групп, которая может быть использована в других регионах россии.

Б) результаты исследования войдут в корпус научных описаний народного костюма россии.

В) результаты исследования могут быть использованы при создании музейных экспозиций. Г) полученные результаты могут быть включены в содержание национально-регионального компонента высших и средних учебных заведений города твери и области. Д) материалы диссертации могут быть использованы в педагогической практике школ, училищ, техникумов и вузов при создании курсов по краеведению, истории костюма, имиджелогии. Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводилась по ряду направлений, включающих: а) публикацию результатов исследования; б) выступления на научно-теоретических и научно-практических конференциях: «народный костюм в современном культурно-образовательном пространстве тверской земли» дом моды в. Зайцева, г. Москва, май, 2000; « костюм как исторический источник по обрусению тверских карел» мгуки, ноябрь, 2000; « народный костюм в системе обучения тукк» музейно-выставочный центр им. Ji. Чайкиной, г. Тверь, май, 2001; «культурное взаимодействие русских и карел тверской губернии (на примере народного костюма xix начала xx века)» грцрф, ноябрь, 2001; в) при проведении семинаров и мастер классов по народному костюму для преподавателей всех ступеней этнохудожественного образования твери и области, включая факультет повышения квалификации при тверском училище культуры; г) в ходе организации и проведения выставок коллекций моделей тверского народного костюма, выполненных учащимися училища культуры в процессе изучения курса « история народного костюма», проводившихся в мгуки (декабрь 2000), на областном фестивале национальных культур в г. Твери (июнь 2000), в городской библиотеке им. Герцена г. Твери (февраль 2001), в музейно-выставочном центре им.

Ji. Чайкиной г. Твери (март июнь 2001), областном фестивале « тверская княжна» в дк « пролетарка» г. Твери (ноябрь 2002), всероссийском фестивале национального костюма в г. Йошкар-ола (апрель 2003, май 2005), x международном фестивале финно-угорских народов в г. Твери (сентябрь 2003), всероссийском фестивале народного костюма в г. Ярославле (октябрь 2004), vi международном конкурсе высокой моды национального костюма «этно-эрато» в г. Москве (апрель 2005). Материалы исследований диссертации составили основу курсов по истории костюма и традиционной одежде, читаемых автором на специализациях: 05. 18. 01 « хореографическое творчество», 05. 18.

03 « этнохудожественное творчество», 05. 18. 04 «декоративно-прикладное творчество», 05. 18. 07 « народное хоровое творчество» училища культуры и на курсах повышения квалификации г. Твери. Положения, выносимые на защиту: 1. Народный костюм тверской губернии, повторяя основные черты северо-великорусского сарафанного комплекса, обладает выраженными региональными особенностями, которые сложились в процессе культурно-исторических, этнических взаимодействий разных групп населения и под влиянием среды обитания и образа жизни. 2. Среда обитания населения детерминирует образ жизни, который влияет на формирование народного костюма. 3.

Исследования в области изучения региональных особенностей народного костюма тверской губернии позволяют констатировать длительное сохранение традиционности в характере народной одежды верхневолжских к

арел (до 30-х годов xx века), что объяснялось определенной консервативностью жизненного уклада крестьян. ...4. Региональное своеобразие народного костюма русских крестьян тверской губернии сохранялось до 70-х годов xix века. В дальнейшем, вплоть до 20-х годов xx века, региональная специфика народного костюма продолжала сохраняться только в свадебной и обрядовой одежде. 5. Взаимокультурные влияния русских и карел тверской губернии наиболее ярко проявились в декоративном оформлении одежды (вышивка, ткачество, аппликация), в семантике цвета и орнаменте, отражающих религиозные и художественно-эстетические представления крестьян. Структура и объем работы. Характер, цели и задачи исследования обусловили структуру диссертации и последовательность изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и четырех приложений.

Приложение 1 содержит программу курса «история народного костюма тверской губернии xix начала xx века» для средних специальных учебных заведений культуры и искусства. Приложение 2 включает терминологический словарь. Приложение 3 содержит ареалы народного костюма тверской губернии xix начала xx века. Приложение 4 содержит альбом иллюстраций: «народный костюм тверской земли в музейных коллекциях и произведениях русских художников». Приложение 5 содержит фотоальбом: «модели народного костюма тверской губернии, выполненные учащимися училища культуры». Материал приложений используется в тексте диссертации и подтверждает ее основные положения и выводы.